Поиск неисправностей в автомобиле может показаться «тайным знанием», которое доступно лишь самым опытным профессионалам. Это действительно так, если вы не имеете представления о том, как работает та или иная система. На самом деле поиск источника проблемы и ее решения – это результат знания, подкрепленного грамотным и системным подходом. Работа над устранением проблемы начинается с проверки наиболее вероятных и простых причин с постепенным переходам к более сложным вариантам. Используя данную схему, вы сможете самостоятельно диагностировать проблему.

Существует несколько возможных причин выхода из строя сцепления на автомобиле с механической коробкой передач, однако, следует помнить, что это механическая или гидравлическая/механическая система, принцип работы которой понять несложно. Если вы имеете представление о том, какие детали входят в нее и как они взаимодействуют между собой, то поиск и устранение проблемы значительно облегчатся. Можно выделить две основные неисправности сцепления – оно не выключается или включается не полностью.

Сцепление не выключается при нажатой педали

В современном городском режиме езды на сцепление приходится нажимать каждые несколько секунд. Если поле нажатия на педаль автомобиль продолжает ползти вперед, то это указывает на наличие проблемы. Иногда неисправность бывает частичной, при этом нарушается нормальная работа сцепления, оно срабатывает с запаздыванием. В других случаях выход из строя происходит постепенно, и работа сцепления становится все хуже и хуже. Причины неисправности сцепления различны и симптомы могут помочь в выборе метода устранения проблемы.

1. Внезапный выход из строя

  • Поломка/ослабление троса сцепления.
  • Поломка/ослабление крепления тяги.
  • Неисправность главного/рабочего цилиндра.
  • Утечка жидкости гидропривода сцепления.
  • Нарушение взаимодействия выжимного подшипника и нажимного диска.
  • Загрязнение диска сцепления посторонними материалами.

2. Постепенный выход из строя

  • Растяжение троса.
  • Деформация тяги.
  • Неисправность главного/рабочего цилиндра.
  • Низкий уровень жидкости.
  • Выход из строя опоры двигателя/трансмиссии.

Сцепление полностью не включается

Сцепление, которое полностью не включается или пробуксовывает под нагрузкой – это явный сигнал износа ведомого диска или нарушениями в работе нажимного диска. Нажимая на педаль, вы задействуете диафрагменную пружину, которая прижимает ведомый диск к маховику. Если усилия пружины недостаточно или зазор между деталями слишком большой, то сила трения между ними будет недостаточной для передачи вращения от двигателя к трансмиссии. По мере износа нажимной диск становится тоньше, а пружины теряют упругость. В результате этого сцепление начинает пробуксовывать. Внезапная пробуксовка обычно является признаком утечки масла и загрязнения поверхности ведомого диска.

1. Сцепление полностью не включается

  • Заклинивание тяги или троса вследствие коррозии.
  • Деформация тяги.
  • Заклинивание рабочего цилиндра.
  • Заклинивание выжимного подшипника.
  • Повреждение диафрагменной пружины нажимного диска.
  • Неисправность ведомого диска.

2. Сцепление буксует под нагрузкой

  • Неправильная регулировка троса тяги.
  • Естественный износ диска сцепления.
  • Сглаживание фрикционных поверхностей вследствие буксования.
  • Износ фрикционной поверхности маховика.
  • Ослабление диафрагменных пружин.
  • Течь сальника коленчатого вала.
  • Течь сальника первичного вала трансмиссии.
  • Перегрев нажимного диска и маховика.

Другие неисправности сцепления

Помимо не включения и не выключения в работе сцепления могут возникать и другие проблемы – например, шумы или удары при включении. В сцеплениях старых моделей нарушение интервалов смазки деталей может привести к затрудненному включению и заклиниванию шарниров, тросов, а также педали. Неисправный выжимной подшипник может превратить в настоящий кошмар поездку по городу с частыми троганиями, издавая шум при отпускании педали сцепления. Это наиболее распространенные и явные неисправности, осложняющиеся еще и тем, что для их устранения, как правило, необходим демонтаж трансмиссии.

1. Дребезг

  • Выгорание или сглаживание фрикционных накладок ведомого диска.
  • Попадание масла на поверхность выжимного диска.
  • Люфт в опорах двигателя или трансмиссии.
  • Износ шлицев первичного вала трансмиссии.
  • Перегрев нажимного диска.
  • Износ направляющего подшипника первичного вала.

2. Визг или грохот при нажатии на педаль сцепления

  • Неисправность выжимного подшипника.
  • Неисправность нажимного диска.
  • Повреждение уплотнения направляющего подшипника.

3. Стуки или щелчки в сцеплении

  • Люфт вилки выключения сцепления.
  • Неисправность выжимного подшипника.
  • Низкие обороты холостого хода или неравномерная работа двигателя на холостых оборотах.
  • Износ шлицев ведомого диска.

4. Тугая педаль сцепления

  • Отсутствие смазки в элементах тяг.
  • Заклинивание троса.
  • Неисправность выжимного подшипника.
  • Заклинивание оси педали.
  • Неисправность рабочего цилиндра.
  • Неисправность нажимного диска.

5. Педаль сцепления не возвращается в начальное положение

  • Заклинивание оси педали.
  • Неисправность троса сцепления.
  • Неисправность возвратной пружины.
  • Заклинивание выжимного подшипника.
  • Неисправность нажимного диска.